www.ASTROLAB.ru


ASTROLAB.ruМетеоритыЭлектрофонные болиды ( Часть 1 )
ГлоссарийФото космосаИнтернет магазинКосмос видео



Электрофонные болиды ( Часть 1 )
Версия для печати

Термином электрофонный болид в астрофизике называют редко наблюдаемое природное явление - аномальные звуки, сопровождающие полет ярких метеоров. К электрофонным относятся также болиды, которые сопровождаются электромагнитными возмущениями - радиошумами, прослушиваемыми на обычных приемниках, или наводками статического электричества на поверхности земли и на предметах, возникающими одновременно с полетом болида.

Известно, что звук распространяется в воздухе со скоростью около 330 м/с, и, следовательно, чтобы достичь наблюдателя, который отстоит от летящего болида на многие десятки и даже сотни километров, ему требуется никак не меньше нескольких десятков секунд. Однако очевидцы говорят о звуках, одновременных с полетом болида. Как и чем можно объяснить столь удивительное явление?

Само явление загадочных звуков с неба известно еще с 585 г. (Франция). Описания наблюдений таких явлений встречаются в китайских и русских летописях. Отношение ученых к "звучащим" болидам неоднозначно. Одни считали их заблуждением, другие призывали тщательно исследовать каждый случай наблюдения такого болида. В специальных каталогах собрано более 560 случаев наблюдений "звучащих" болидов. Сегодня можно считать доказанным, что аномальные звуки - реальный факт, основанный на большом числе достоверных наблюдений. Термин "электрофонные болиды" для обозначения этого необычного явления был предложен сибирским ученым - геологом, географом и краеведом П. Л. Дравертом. Большой вклад в изучение электрофонных болидов внесли советские исследователи П. Л. Драверт, И. С. Астапович, В. С. Гребенников, В. А. Бронштэн и другие, опубликовавшие несколько статей об этих объектах. За рубежом изучением подобных явлений занимаются Н. Диггелен (Голландия), Э. Уэсткотт (Аляска), А. Фрей, М. Ромиг и Д. Ламар (США), К. Кэй (Австралия) и др.

В 1988 г. автор выполнил статистический анализ всех наблюдений, внесенных в каталоги. Эти наблюдения представлены в повествовательной форме и выполнены, как правило, случайными людьми. В редких случаях они дополнены простыми рисунками или специальными картами, составленными специалистами на основе показаний очевидцев. Пример такой карты показан на рис. 1.



Рис 1. Карта звукового поля болида 25 июля 1929 г., наблюдавшегося в штате Иллинойс (США). В прямоугольник заключен пункт с электрофонными явлениями. Составлена М. Ромиг и Д. Ламаром

А есть такие, частота которых достигает многих тысяч герц (свист). Реально частотный диапазон аномальных звуков, по-видимому, значительно шире и захватывает области акустических колебаний, инфра- и ультразвуки. Есть данные, подтверждающие это положение.

Так, не все очевидцы полета одного болида слышат аномальные звуки, а среди слышавших можно встретить людей, которые утверждают, что звуки возникли до появления болида. Например:

7 апреля 1978 г., 4:04. Болид пролетел над густо населенными районами Нового Южного Уэльса (Австралия), включая город Сидней. Он имел яркость -16m и за время видимости испытал мощную вспышку, после чего пролетел еще 130 км и на высоте 15 км прекратил существование. К. Кэю удалось опросить 33 очевидца, из которых 10 человек сообщили о слышимости звуков типа шипения, треска, жужжания и свиста, одновременных с полетом болида. Трое из этих десяти с определенностью заявили, что сперва услышали звуки, а уже потом увидели сам болид [1, 2].

Интересны описания, в которых аномальные звуки слышали только дети: у них верхний предел по частоте выше, чем у взрослых. Это говорит о гораздо более широком спектре звукового излучения электрофонных болидов, чем принято считать.

Еще более показательна реакция животных на болиды с электрофонными явлениями.

30 июня 1928 г. В штате Техас (США) внимание наблюдателя к болиду привлекли рычание и лай собаки, затем наблюдатель услышал шипение, повернул голову и увидел болид [3].

Другие животные ведут себя так: куры начинают волноваться и бегать в разных направлениях, гуси встают на ноги и хлопают крыльями, овцы пугаются и сбиваются в кучу, лошади падают на колени, а волы останавливаются как вкопанные.

Слышимость опережающих звуков человеком и поведение животных станут понятными, если вспомнить о частотном пороге восприятия звука.

Принято считать, что человек слышит звук в диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц, причем наибольшей чувствительностью ухо обладает в области частот 1-5 кГц. В действительности эти границы во многом условны, относятся к "стандартному" органу слуха человека, и для какого-либо конкретного наблюдателя могут быть как сужены, так и расширены. На частотный порог восприятия звука влияют многие факторы: различные дефекты слухового аппарата, состояние наблюдателя (часто стрессовое) и т. д. Порог восприятия кроме того зависит от возраста наблюдателя (рис. 2). У пожилых людей чувствительность уха к звукам высокой частоты снижены во много раз. В отличие от человека, частотный ч диапазон слышимости звука животными выходит далеко за пределы 20 Гц - 20 кГц и, как правило, верхняя граница частоты много больше 20 кГц. Можно напомнить, например, известный свисток Гальтона, излучающий ультразвуковые волны, на который реагируют собаки.

Вторгаясь из космоса в верхние слои атмосферы, метеорное тело порождает аномальные звуки, частота которых либо очень низка, либо очень велика, так что воспринять их могут только люди с необычно острым слухом или животные. По мере снижения метеорного тела сопротивление атмосферы растет и, когда плотность воздуха становится больше 2.4•10-11 г/см3 (высота менее 120 км), наблюдатель видит вспыхнувший болид; при этом частота аномальных звуков увеличивается (уменьшается), попадая в диапазон нормальной работы органа слуха человека.



Рис. 2. Изолинии порогов слышимости для указанных над кривыми процентов лиц возрастной группы от 10 до 59 лет в зависимости от частоты звука. По вертикальной оси отложены децибелы над условным нулем громкости, равным 10-12 Вт/м2. Кривая вверху - верхний предел слышимости. По Дж. Стинбергу, X. Монтгомери и М. Гарднеру

Таково возможное объяснение слышимости опережающих звуков и поведения животных. Известны также случаи изменения частоты звука при движении болида. Например:

10 мая 1944 г., 23:20. Болид яркостью -15т пролетел с севера на юг над Каракалинским районом Ашхабадской области, в полете менял цвет с желтого на оранжево-красный; он имел хвост длиной 2°. После себя оставил тонкий яркий след, видимый несколько десятков секунд. Прохожие вскрикивали и останавливались. А. Н. Пейч, музыкант по профессии, отметил, что звук, слышимый одновременно с полетом болида, повышался вверх, убыстряясь в высоте тона, а затем быстро оборвался. Болид испытал вспышку на высоте 84 км и па высоте 32 км погас [4].

В.Ю.Казнев